Страница обновлена 28.12.2023

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад № 31"

Страница обновлена 28.12.2023
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад № 31"

Сетевая инновационная площадка

«Внедрение оздоровительно-воспитательной технологии «Здоровый дошкольник» в условиях ФОП ДО

Актуальность:

По данным разных специалистов, что подтверждается официальной статистикой, абсолютно здоровыми можно назвать до 10-12 % детей. Несмотря на это, мы утверждаем, что частично проблемы здоровья детей можно решать в стенах детского сада. Но не путем превращения ДОУ в лечебное учреждение, а за счет более широкого включения психолого-педагогических и оздоровительных технологий, позволяющих не просто предупредить болезнь, а гарантировать ребенку, посещающему детский сад, здоровье. По определению ВОЗ здоровье – это состояние полного (физического, психологического, социального) благополучия. Мы поддерживаем В.Т. Кудрявцева, который утверждает, что оздоровление трактуется не как совокупность лечебно-профилактических мер, а как форма развития, расширения психофизиологических возможностей детей.
Проблемное поле:
Стремление к комплексности оправданно и понятно, тем более, в таком деле, как физкультурно-оздоровительная и воспитательная работа. Следует отметить, что в русле физкультурно-оздоровительной работы в детских садах необходимо решать не только лечебно-профилактические, но и воспитательно-образовательные задачи. Это определяется спецификой предмета данной работы – детского здоровья. Ведь здоровье — это основание жизненной целостности организма, а болезнь – источник ее распада на локальном или глобальном уровне. По мнению В.Т. Кудрявцева такая целостность не дана (в том числе – не дана от природы), а задана. Задана – в сложной и многомерной системе внутренних и внешних обстоятельств человеческой жизни, в универсальной «сетке» социально- и природно-экологических связей, в которые вплетен ребенок, по крайней мере, с момента своего зачатия. Именно поэтому здоровье и основанная на нем жизненная целостность организма могут стать точкой приложения усилий не только медиков, но и педагогов (и психологов), т.е. - предметом проектирования, а не просто воздействия на наличное состояние.
Общий выход из ситуации видится следующим. Необходима разработка таких образовательно-оздоровительных проектов, в рамках которых медицинские и педагогические направления работы с детьми изначально будут заданы в органичном единстве. Эту установку выдвинул еще Е.А.Аркин, однако и по сей день она не получила должной конкретизации. Ее конкретизация предполагает не только создание специфического программно-методического обеспечения, но шире - отработку новых моделей ДОУ.
Цель: разработка и экспериментальная проверка комплексной модели физкультурно-оздоровительной и воспитательной работы с детьми дошкольного возраста.
Задачи: 
  • Разработать содержание и формы физкультурно-оздоровительной и воспитательной работы с детьми дошкольного возраста в условиях ФОП ДО. 
  • Выявить связь между состоянием здоровья ребенка, уровнем его физического и психического развития и способами организации комплексной формы физкультурно-оздоровительной и воспитательной работы. 
  • Разработать методические и дидактические материалы к курсам повышения квалификации работников образования по проблеме оздоровления и развития детей. 
  • Разработать для воспитателей ДОУ материалы по организации работы с родителями.
Ожидаемые результаты:
  • разработка системы мероприятий в соответствии с основными принципами оздоровительно-воспитательной технологии «Здоровый дошкольник» и требованиями ФОП ДО;
  • разработка системы взаимодействия дошкольной организации с родителями воспитанников в вопросах оздоровления в семье;
  • создание методических рекомендации по реализации оздоровительно-воспитательной технологии «Здоровый дошкольник»» в условиях ФОП ДО;
  • распространение опыта реализации оздоровительно-воспитательной технологии «Здоровый дошкольник»» (вебинары, круглые столы, курсы повышения квалификации и т.д.).
Научный руководитель инновационной площадки «Реализация оздоровительно-воспитательной технологии «Здоровый дошкольник» 
  • Егоров Баатр Борисович, кандидат педагогических наук, руководитель проекта по дошкольному образованию
Научные консультанты инновационной площадки «Реализация оздоровительно-воспитательной технологии «Здоровый дошкольник»
  • Лукутина Анастасия Игоревна, кандидат медицинских наук, преподаватель кафедры травматологии, ортопедии и медицины катастроф ФГБОУ ВО МГМСУ им. А.И. Евдокимова Минздрава России
  • Борисова Марина Михайловна, кандидат педагогических наук, заместитель директора Института педагогики и психологии образования МГПУ, доцент департамента педагогики.

Приказ о присвоениии образовательным организациям статуса инновационной площадки федерального уровня № 3 от 20.12.2023 г.