Профилактика безнадзорности и правонарушений в ДОУ
«Система работы по профилактике безнадзорности и правонарушений в МДОУ "Детский сад №31"
Несмотря на намеченные положительные тенденции в развитии общества, мы понимаем, что живем в сложный переходный период нашего государства, а именно - молодое поколение находится в очень трудной социально-психологической ситуации. В значительной мере разрушены прежние устаревшие стереотипы поведения, нормативные и ценностные ориентации. Молодые люди утрачивают смысл происходящего и зачастую не имеют определённых жизненных навыков, которые позволили бы сохранить свою индивидуальность и сформировать здоровый эффективный жизненный стиль.
Профилактическая работа с воспитанниками – процесс сложный, многоаспектный, продолжительный по времени.
Задача детского сада в сфере профилактики безнадзорности и правонарушений заключается в проведении ранней профилактики, основой которой является создание условий, обеспечивающих возможность нормального развития детей, своевременное выявление типичных кризисных ситуаций, возникающих у детей дошкольного возраста.
В системе профилактической деятельности дошкольного учреждения выделяют два направления: меры общей профилактики, обеспечивающие вовлечение всех воспитанников в активную деятельность и меры специальной профилактики, состоящие в выявлении воспитанников и семей, нуждающихся в особом педагогическом внимании и проведении работы с ними на индивидуальном уровне.
В течение всего учебного года в нашем детском саду осуществлялся контроль за созданием благоприятного психологического климата и комфортных условий для обучения и воспитания детей дошкольного возраста в семье и ДОУ. Проводится профилактическая работа по недопустимости насильственных действий и жестокого обращения с детьми дошкольного возраста.
Деятельность детского сада по обеспечению защиты прав несовершеннолетних складывается из совокупности работы по нескольким направлениям:
1. выявление семей группы риска, работа с неблагополучными семьями;
2. формирование Здорового образа жизни;
3.профилактика наркозависимости, алкоголизма среди родителей;
4.патриотическое воспитание и воспитание гражданственности;
Выявление семей группы риска и работа по выявлению неблагополучных детей строится из совместной работы с КДН.
Большая работа проводится с воспитанниками детского сада. Работа с воспитанниками ДОУ: Формирование навыков успешного социального развития воспитанников осуществлялось через следующие основные виды активной деятельности ребенка: 1.Игровая деятельность – система применение игр и упражнений на развитие социальных эмоций, а так же освоение и закрепление социальных норм поведения в социуме через сюжетно – ролевые игры, театральную деятельность, дидактические игры. 2.Чтение художественной литературы, устный народный фольклор. 3.Система блочных занятий. 4.Проведение тематических праздников, дней и недель. 5.Участие в творческих конкурсах. Эффективным методом повышения педагогической компетенции родителей является организация совместных досуговых мероприятий, индивидуальные консультации и тренинги с семьями, оказавшимися в трудной жизненной ситуации. Для этого в учреждении проводятся мероприятия различной направленности, в которых дети и родители принимают самое активное участие: - проведение групповых родительских собраний с целью повышения родительской компетентности в вопросах воспитания толерантности у детей; - праздники и развлечения ко Дню матери, к 23 февраля, к 8 марта и т.д.; – спортивные соревнования, дни здоровья, веселые старты, часы подвижных игр; – конкурсы совместных работ детей и родителей; - экологические акции; - выставки рисунков и декоративно-прикладного творчества - привлечение родителей на субботники.
Привлекая детей и родителей к активной совместной творческой и досуговой деятельности, мы отвлекаем их от негативного воздействия окружающего социума. Чем больше времени родители проводят вместе с детьми, тем с большей уверенностью можно сказать, что в это время у них формируется взаимопонимание, чувство любви к своим родным и близким. Мероприятия по профилактике безнадзорности и правонарушений складываются на основе тесного взаимодействия родителей и педагогов.
Большая работа проводится воспитателями групп по проблеме межличностных отношений между детьми.В младшей группе проводятся этические беседы с детьми на тему вежливости, а так же беседы с элементыми игры "Прикоснись ко мне добротой", дети занимаются в театральном кружке и участвуют в различных постановках,например "Лучши друзья" В старшей группе реализуются викторины и досуг на тему "Я гражданин мира" и "Я гражданин России. В свою очередь, деятельность на проектной основе, это создание настоящегосообщества детей; детей и воспитателей; детей, воспитателей и родителей.
Таким образом, в учреждении сложилась и постоянно работает система по профилактике безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних, предполагаемый результат которой – повышение уровня воспитанности детей, обеспечение их эмоционального благополучия.