Страница обновлена 20.10.2021
Рекомендации для родителей:
 
Телевидение и дошкольник, или что смотрит ваш малыш
 
В современном мире телевидение получило очень широкое распространение. Трудно представить жизнь современной российской семьи без телевизора. Родители начинают приучать детей к телевизору с самого раннего детства. А телевизор — это очень удобно – приносит удовольствие ребенку, а также расширяет его кругозор. Но часто родители забывают, что телевизор не всегда несет в себе только положительные аспекты. И если по началу родителей радует, что сидя за компьютером или телевизором ребенок получает полезную информацию, то со временем начинают замечать, что поведение любимого чада заметно изменилось. Ребенок стал капризным, отказ в игре или просмотре мультиков вызывает бурную негативную реакцию, откуда-то появилась плаксивость и раздражительность.
Вот так незаметно просмотр мультфильмов формирует у ребенка вредную привычку, а в дальнейшем может привести к возникновению риска развития компьютерной и телевизионной зависимости, с патологическими и необратимыми изменениями в личности ребенка.
Подмечено вредное влияние телевизора и компьютера на здоровье детей. Долгое сидение перед «голубым» экраном приводит к развитию близорукости, нарушению осанки, обмена веществ, нередко приводящее к ожирению, нарушению деятельности сердечно-сосудистой системы, ослаблению иммунитета и т. д. Кроме того, выявляются различные нарушения в психическом и эмоциональном развитии детей.
Во время сидения у телевизора ребенок не нуждается в том, чтобы задействовать механизмы активной речи – он только слушает. Поэтому речь детей в игре становится скудной — они ограничиваются восклицаниями, обрывками фраз и нелепыми имитациями звуков, сопровождая их роботоподобными движениями.
На речь отрицательно влияет не только молчание перед телеэкраном. Передачи в основном построены стереотипно и никак не побуждают ребенка развивать собственную фантазию и творческие способности.
Кроме влияния на речь, телевидение способствует потере интереса ребенка к творческим играм. Таким образом у детей тормозится развитие психических функций: замедляется развитие речи и мышления, нет стимула для формирования воображения, нет эмоционального контакта с родителями, не развивается связная речь, дети не могут сконцентрироваться на содержании или пересказать его.
Читая ребенку сказку, обучая пересказу, составлению собственных рассказов, заставляя ребенка говорить, вы способствуете его интеллектуальному развитию.
Но самый большой вред зависимость от компьютера и телевидения наносит эмоциональному развитию ребенка.
В каждом возрасте процесс развития ставит свои актуальные задачи. Так в год ребенку нужно научиться ходить, в три года – разговаривать, в 5 ребенку совершенно необходимо играть и учиться общаться со сверстниками. Если ходить и разговаривать дети обучаются более-менее вовремя то, что касается игры и общения, дело обстоит гораздо хуже.
Играя и общаясь со сверстниками, ребенок активно познает мир: фантазирует, учится поддерживать беседу, фантазировать.
 «Взаимодействие» с телевизором развивает в малыше пассивность, эмоциональную плоскость – он становится нечувствительным к эмоциям других людей и постепенно может уходить в «виртуальную реальность».
 
Таким образом, возникает опасность, что ребенок может «проскочить» тот возрастной период, когда дети активно учатся вступать в контакт и налаживать межличностное взаимодействие и дружеские связи. В дальнейшем такому ребенку будет трудно адаптироваться в новом коллективе и заводить новых друзей.
 
При выборе детской передачи или мультфильма родителям надо:
 
·        Чтобы дети дошкольного возраста смотрели телевизор не более 1 часа.
·        Не использовать телевизор для засыпания. Он только возбуждает нервную систему ребенку.
·        При просмотре телевизора расстояние до экрана должно быть не менее 3 метров. 
·        Просмотр должен быть только в сидячем положении.
·        Контролировать, что смотрит ребенок, позволять смотреть только добрые передачи.
·    Нужно разумно сочетать время, проведенное у компьютера и телевизора с двигательной активностью ребенка, общению со сверстниками, друзьями, с умными, понимающими взрослыми, книгами, музыкой, живописью и т. п.